Любопытная статья про Родриго Борджиа, сайт
sci-article.ruПривожу некоторые выдержки.
Полная ссылка на статью —
здесь.Образ Родриго Борджиа как возможного объединителя итальянских земель: анализ по принципам макиавеллизма
Алексей Сорбалэ
Мы говорим о том, что по Макиавелли государь должен уподобиться двум животным: лисе и льву [2,c.52]. Эта идея, заложившая основы властных отношений на многие века вперёд, заключается в том, что государь в определённых обстоятельствах должен действовать силой и исполнять заключённый с союзником договор, при условии, что это не обернётся государству во вред. Если же противник слишком силён, либо если заключённый договор невыгоден, нужно действовать хитростью, то есть стать лисой. Только нахождение баланса между этими двумя моделями поведения позволят правителю вести эффективную внешнюю и внутреннюю политику, поскольку «лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков» [2,c.52].
Анализируя деятельность Папы Александра VI (в миру – Родриго Борджиа), можно прийти к выводу, что этот правитель с успехом использовал обе модели поведения. Силой, при помощи своего сына Чезаре, который стоял во главе папского войска, ему удалось захватить множество крепостей и населённых пунктов в Романье, Умбрии и Эмилии, подчинить себе такие знатные фамилии, как Орсини и Колонна, а также с успехом завершить осаду крепости Форли – бастиона одного из сильнейших врагов Папы – графини Катерины Сфорца. «При помощи военных сил, папской дипломатии и денег, которые Александр VI предоставлял Чезаре из папской казны, а при необходимости и при помощи «яда Борджиа», Чезаре овладел Романьей и рядом мелких княжеств средней Италии» [1,c.224].
читать дальше
Хитростью же Александру удалось удержаться на Святом Престоле даже тогда, когда против него пошёл непобедимый противник – Карл VIII Французский, а также когда против его власти объединились сильнейшие фамилии Италии. Такую же хитрость Борджиа проявил и по отношению к не менее опасным врагам – кардиналу Джулиано делла Ровере и флорентийскому доминиканцу Джироламо Савонарола. Первый был вынужден бежать из Рима во Францию к Карлу и смог вернуться лишь после смерти Папы Борджиа. Проповедника Савонаролу, который обличал всевозможные пороки Церкви и, следовательно, представлял серьёзную угрозу легитимности Александра VI не только в глазах итальянцев, но и в глазах всей Европы, первоначально пытались подкупить кардинальской шапкой [5,c.47], но впоследствии отлучили от церкви, а затем казнили. При этом в обоих случаях большая часть народа и даже аристократии не сочла действия Святого Престола недостойными или греховными, поскольку «Александр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые ему верить» [2,c.53].
Искусство добиваться своей цели любыми путями и при любых обстоятельствах по Макиавелли является отличительной чертой настоящего государя. Обращаясь к пути Родриго Борджиа к власти, следует помнить, что в 1492 году он был выбран Папой благодаря своей исключительной способности воздействовать на нужных людей в нужный момент. Большая часть кардиналов была попросту подкуплена (при помощи процедуры симонии), те же, кто открыто выступал против папства Борджиа, были либо отравлены, либо изгнаны. Таким образом, Папе Александру благодаря совокупным жёстким и мягким мерам воздействия удалось победить на выборах в конклаве и укрепить своё положение в кардинальской среде.
Для расширения влияния и территории Папской области использовались различные методы, в том числе, и неформальные каналы. Одним из инструментов влияния на наиболее важных персон того времени с целью создания или укрепления политических союзов между Римом и остальными частями Италии стала дочь Папы – Лукреция Борджиа. Брак с Джованни Сфорца должен был укрепить связи с Миланом, второй брак с Альфонсо Арагонским – с Неаполитанским королевством. Развод со Сфорца был продуман Папой и его сыном Чезаре, поскольку с политической точки зрения Милан уже не играл важной роли во внешней политике Рима, второй муж был убит при странных обстоятельствах. Это убийство приписывается Чезаре, который с подачи Александра, решил судьбу наследника престола Неаполя, так как это королевство также перестало интересовать Святой Престол [4,c.436]. «Борджиа избавлялся от приближенных людей, как только переставал в них нуждаться» [1,c.224]. Последний брак, который устроил Александр VI, был брак его дочери с принцем Феррарским Альфонсо Д’Эсте. Таким образом, Феррара попала под прямое влияние Рима, фактически став его марионеткой и союзником против агрессии со стороны Франции и Милана.
Вторым немаловажным принципом, который выделяет Макиавелли, является отношение государя к военному искусству и войне в целом. По его мнению «государь не должен иметь ни других помыслов, и других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого» [2,c.44]. Постоянные размышления о войне, обороне и атаке, а также военные упражнения – вот чем должен заниматься настоящий правитель, заботящийся о благе своего государства и народа. Эти правила должны привести к тому, что в трудные времена, «если судьба захочет сокрушить государя, он сумеет выдержать под её напором» [2,c.45].
Обращаясь к деятельности Александра, следует отметить, что за военные дела в его государстве отвечали его сыновья – Джованни Борджиа, а после его убийства – Чезаре Борджиа, которого ещё в бытность его кардиналом называли «монахом с мечом». Чезаре достиг больших успехов в войне, чем его брат, поскольку неустанно упражнялся в военном искусстве, а в качестве папского посланника объездил многие королевства и княжества Италии, против которых впоследствии воевал. Таким образом, совмещая качества отличного стратега и воина, Чезаре смог добиться расширения Папской области и укрепления её позиций на международной арене. При этом разделение властных ролей между отцом, который своей персоной представлял величие Папского Престола, силу Церкви и её влияние, и сыном, который мечом доказывал все вышеперечисленные признаки могущества, пошло Риму на пользу – к моменту смерти Родриго Борджиа Папская область стала одним из самых значимых игроков не только в Италии, но и в Европе в целом, с которым были вынуждены считаться такие ведущие акторы, как Франция и Испания, не говоря уже о разрозненных итальянских княжествах.
Наконец, третий принцип – это достижение баланса между чрезмерной жестокостью и чрезмерным милосердием. Как пишет Макиавелли: «Новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных» [2,c.49]. Иными словами, слишком жестокая политика по отношению к завоёванному населению (или же собственном гражданам) может привести к бунтам и проявлению ненависти, что создаёт реальную угрозу власти государя, в то время как излишнее милосердие приведёт к презрению со стороны народа и его изнеженности, поскольку люди дурны по своей природе и не ценят усилий и милости государя. И всё же, лучше, чтобы власть держалась на страхе, чем на любви, поскольку страх контролируется государем и формируется по его усмотрению, в то время, как любовь формируется в народе [2,c.51], то есть является чувством неконтролируемым, а значит ненадёжным.
Здесь же Макиавелли приводит пример Чезаре Борджиа, который «жестокостью навёл порядок в Риманье, объединил её, умиротворил и привёл к повиновению» [2,c.49]. Итак, правильная политика для завоевателя, который хочет укрепить своё положение, при этом не вызвав ненависти со стороны народа – это умеренное проявление жестокости по отношению к отдельным открыто выступающим противникам или к армии противника. Это создаёт в народе страх перед новым правителем, который может трансформироваться в любовь с течением времени благодаря умеренному же поощрению со стороны властителя. Именно такую политику мы видим со стороны Чезаре Борджиа, представляющего интересы своего отца, а после его смерти, всей Папской области.
К этому же пункту относится понимание того, каким образом и когда следует применять жестокость. «Жестокость применена хорошо в тех случаях – если позволительно дурное назвать хорошим, - когда её проявляют сразу и по соображениям безопасности, не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плохо применена в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже» [2,c.28]. Родриго и Чезаре Борджиа расправлялись со своими противниками разом: на пиру после избрания Борджиа Папой непокорные кардиналы были разом отравлены, главари семей Орсини и Вителли были убиты в Синигалии разом [2,c.28], Савонарола и делла Ровере были устранены как противники Папства Александра разом. Таким образом, быстрыми и точными ударами семье Борджиа удалось не только достичь своих целей в короткий срок, но и не вызвать ненависти народа, часть которого даже изменила своё отношение к «наместнику Люцифера» в лучшую сторону благодаря пышному празднеству 1500-летия рождения Христа.
Итак, рассмотрев деятельность блестящего религиозного и политического деятеля Италии времён позднего Средневековья (или раннего Нового времени), можно прийти к выводу, что если бы не последовавшие одна за другой смерти Родриго и Чезаре Борджиа, идея Макиавелли о единой Италии могла бы осуществиться намного раньше, чем она осуществилась в действительности. «Обозревая действия герцога, я не нахожу, в чём можно было бы его упрекнуть… Ибо, имея великий замысел и высокую цель, он не мог действовать иначе: лишь преждевременная смерть Александра и собственная его болезнь помешали ему осуществить намерение» [2,c.25]. Александр VI следовал четырём наиважнейших принципам, выделенным в «Князе»:
1) в зависимости от обстоятельств действовал либо силой (наподобие льва), либо хитростью (наподобие лисицы);
2) поставил во главе своего войска Чезаре, который представлял тип идеального военачальника, постоянно размышляющего о тактике боя и занимающегося разведкой как своих, так и окрестных территорий;
3) нашёл баланс между жестокостью и милостью, что привело к укреплению его власти без усиления народной ненависти и презрения;
4) разом покончил со своими противниками, не вызвав ненависти и бунта народа.
Папа Борджиа, окруживший себя преданными людьми, среди которых был и его сын, готовый продолжить дело отца после его смерти, мог бы возродить итальянский дух, о котором пишет Макиавелли в последней главе, и стать освободителем Италии. Однако семью Борджиа подвела их предрасположенность к модели поведения лисицы: при попытке отравить враждебно настроенных кардиналов вином в 1503 году, они отравились сами, поскольку по одной из версий, слуги которые должны были совершить злодеяние, были подкуплены кардиналами, по другой – Борджиа не знали о яде в вине и были отравлены князьями, которые не хотели окончательно потерять свою власть над провинциями из-за расширения Папской области. Итогом стала смерть Родриго Борджиа 18 августа 1503 года и Чезаре Борджиа 12 марта 1507 [3,c.498]. С ними почти на четыре века умерла и возможность объединить Италию под управлением одного государя.