Продолжаю искать интересное на
sci-article.ru.
Есть, к примеру, вот такая любопытная статья
Почему Макиавелли не стал печатать "Государя" профессора Владимира Разуваева. Ее, конечно, лучше читать целиком, очень хорошо и доступно написано, и дух времени передает.
Если коротко, цитатами:
Сохранилось семь рукописных копий «Государя», сделанных в разное время и разными переписчиками, до появления книги в печати. Как правило, небрежный почерк, говорящий о скорописи. Никаких миниатюр и вообще украшений. Писец торопился, и ему было не до изысков.
В своем знаменитом письме Веттори от 10 декабря 1513 г. он сообщил, что уже ознакомил со своей книгой Филиппо Казавеккья. Все в целом позволяет утверждать, что автор с самого начала предназначал свое произведение для того, чтобы публика была с ним ознакомлена. Стало быть, мысль о печатании не могла так или иначе не посетить его. И все-таки он ее отверг. У нас нет ни одного свидетельства, что он пытался увидеть свою книгу, вышедшей из типографии.
Итак, почему не были напечатаны при жизни основные труды Макиавелли: «Государь», «Рассуждения» и «История Флоренции». Очевидная и очередная загадка флорентинца. Для предварительного решения ее необходимо иметь в виду несколько моментов:
читать дальше
— печатание своих произведений без разрешения властей, особенно церковных, могло вызвать проблемы не только у издателей, но и у автора. Макиавелли не мог не понимать этого;
-— дело, т.е. печатание, было довольно-таки дорогостоящим. Мне представляется неправильным предположение, что у Никколо не было в этом плане проблем в финансовом плане, потому что он мог обратиться к помощи своих друзей в качестве спонсоров.[6, p. 85] Делать так означало «потерять лицо» в кругу товарищей. А Никколо привык считать себя среди них равным. Не такая уж трудная для решения психологическая загадка;
— Макиавелли была нужна не столько слава, сколько работа. Собственная. Печатание книг этой проблемы не решало;
— во Флоренции того времени, как мог считать Макиавелли, распространение его специфических идей в рукописях могло быть более приемлемым, нежели если бы это было сделано в печатном виде
— Гарольд Лав отметил, что даже в XVII веке в Англии рукописное тиражирование книг было не только весьма распространено, но имело и коммерческую составляющую.[3] То же самое было в Америке. Рукописные книги создавали иллюзию элитарности. Да они и были элитарными. Больше того, это правило распространялось и на последующее столетие. Примеров тому можно привести множество.
— как бы то ни было, правда состоит в том, что в начале XVI века триумф книгопечатания казался многим сомнительным. В высоких сферах в то время смотрели на возможность печатания своей работы как на нечто неприличное. Другое дело, как соотнести этот тезис с тем, что Макиавелли отдал свою книгу «О военном искусстве» в печать. То ли у него вдруг появилась такая возможность, то ли он не считал эту книгу своим лучшим творением, то ли не разделял некоторые предубеждения на этот счет… Честно говоря, отчетливых ответов на этот вопрос не существует.